Служба помощи молодым семьям
Служба помощи молодым семьям
Длительность проекта:7 месяцев
Начало проекта:1 сентября 2003 г.
Окончание проекта:29 марта 2004 г.

Цель формирование сплоченной профессиональной и результативной команды единомышленников службы, направленной на правильный уход и воспитание детей раннего возраста.

Целевая группа:

  • врачи, временно не работающие;
  • педагоги, временно не работающие;
  • домохозяйки с высшим образованием (медицинским, педагогическим), имеющие детей.

Задачи:

  • обучение 20 специалистов, которые будут помогать семьям в вопросах ухода и воспитания детей и обучать специалистов по уходу и воспитанию детей раннего возраста;
  • обучение психологическому общению со взрослыми и детьми;
  • повышение самооценки участников;
  • обучение работе в команде;
  • обучение организации своего рабочего времени

Для решения этих задач была использована тренинговая форма обучения – 3 тренинга по три дня. Было набрано 2 группы по 10 человек.

Используемые приемы: В ходе тренингов были использованы следующие приемы: беседа, анализ, монолог, диалог, дискуссия, релаксация, игры-энерджайзеры и ролевые игры . Подробнее используемые приемы описаны в материалах тренингов. Также были предложены слушателям практические материалы по вопросам ухода и воспитания детей. В качестве материалов использовались наглядные пособия и раздаточные материалы.

Тренинговый опыт: Тренеры, участвовавшие в проекте, с 2000 года проводят тренинговые занятия с беременными женщинами и семейными парами по подготовке к родам, проводят совместные развивающие занятия с детьми и родителями; проводят тренинги с девочками-подростками по вопросам половых заболеваний и контрацепции; также регулярно проводят обучающие тренинги по разработанным общественной организацией «Семья от А до Я» методикам для коллег из других городов.

Новизна проекта: На данном этапе украинское государство не способно гарантировать населению трудоустройство. Эта проблема в большей степени коснулась женской части населения страны. По данным Госкомстат Украины ( www.ukrstat.gov.uа ) в 2001г 1213,1тыс. чел. безработных - мужчины. 1303,8 – женщины. Также следует заметить, что в Украине государственная система по уходу за детьми носит, как правило, формальный характер и качество предоставляемых услуг не контролируется, а негосударственная сфера по уходу за детьми в нашей стране слабо развита. В связи с этим социальная потребность в подобных услугах не удовлетворяется в должной мере. Поэтому службы по работе с детьми раннего возраста могут дополнять услуги государственных учреждений, предоставляя молодым семьям современные методики и опыт развитых стран в вопросах ухода и развития детей. Это позволит, с одной стороны, родителям лучше осознать возможность выбора в сфере ухода, воспитания и образования. С другой стороны, предоставит женщинам, не занятым в процессах общественного производства в настоящее время, возможность реализации себя в сфере ухода, воспитания и обучения детей. Новизна проекта заключается в том, что тренинги носили не узкоотраслевой характер, а были направлены на формирование таких социально значимых характеристик личности, как приобретение уверенности в себе, повышение самооценки, формирование понимания аспектов личностного роста. Подобные навыки развивают способность к самопомощи, что позволяет личности быстро ориентироваться в динамично изменяющихся условиях рыночной экономики.

Таким образом, данный проект:

  1. Предоставляет помощь молодым семьям по вопросам ухода и воспитания детей раннего возраста.
  2. Предоставляет возможность трудоустройства женщинам, временно не работающим.
  3. Позволяет женщинам попробовать себя реализовать в новом качестве специалиста по уходу и воспитанию детей раннего возраста.

Распространение результатов: По окончании проекта участники тренингов самостоятельно проводят тренинги для женщин с высшим образованием, не имеющим возможности профессиональной самореализации в настоящее время. Специалистов, как правило, приглашают в семью на длительный период, поэтому по мере развития службы помощи молодым семьям, возникает потребность в новых специалистах по воспитанию и уходу за детьми раннего возраста. В будущем планируется создание сети районных служб в Харькове. Таким образом, тренинги носят систематичный характер и проводятся по мере возникновения вышеописанной потребности. Имея организационных партнеров в различных регионах Украины, общественная организация «Семья от А до Я» может инициировать создание в них подобных служб. Для этого могут быть проведены тренинги для коллег из этих регионов.

Привлечение общественности: Совместно с телевизионной студией «Семья от А до Я» был подготовлен видеосюжет о тренингах и о создании альтернативной службы помощи молодым семьям, который был показан в эфире Харьковского регионального телеканала «Симон».

Оценка результатов была произведена с помощью:

  1. Оценочного анкетирование участников тренингов (по окончании тренингов).
  2. Оценочного анкетирования клиентов – пользователей услуг (через 1 месяц после начала работы в семьях).
  3. Анкетирования обученных специалистов на предмет их трудоустройства и самореализации (через 3 месяца после окончания тренингов).


Основные итоги анкетирования:

В качестве одного из критериев успешности реализации социального проекта, как отмечают специалисты в области оценки социальных программ (Вайс К., Пал А., Скривен), является осознание участниками проекта его цели и задач. Что мы и увидели в ходе анкетирования участников проекта. На вопрос: „Как Вы считаете, какова цель проводимых тренингов?” были получены следующие ответы:

 

Число ответивших, в %

Создание единой команды, чтобы „быть полезными для молодых мам”

55

Повышение квалификации, самореализация

50

Психологическая подготовка работы в семье

44

Профессиональный рост

28

В целом из 18 человек участников тренингов 16 оценили организацию тренингов как „очень хорошо” и 2 человека – „достаточно хорошо”. Абсолютно всеми было отмечено, что полученные на тренингах навыки будут использованы в дальнейшем.

 

На вопрос: „Какие именно из полученных навыков Вы будете использовать?” были получены следующие ответы

 

Число ответивших, в %

Навыки установки контакта с клиентом (людьми)

90

Технические приемы ведения разговора

45

Умение работать одной командой

70

Умение представить себя потенциальному работодателю

60

Умение находить выход из конфликтных ситуаций

90

Умение общаться с трудными коллегами

50

Навыки прохождения собеседования

80

Навыки написания резюме

15

Навыки ухода за детьми

50

 

На вопрос: „Какие из нижеперечисленных навыков Вам не пригодятся в жини вообще?” были получены следующие ответы

 

Число ответивших, в %

Навыки установки контакта с клиентом (людьми)

0

Технические приемы ведения разговора

20

Умение работать одной командой

0

Умение представить себя потенциальному работодателю

0

Умение находить выход из конфликтных ситуаций

0

Умение общаться с трудными коллегами

0

Навыки прохождения собеседования

0

Навыки написания резюме

10

Навыки ухода за детьми

0

На вопрос: „Какие из нижеперечисленных навыков Вы считаете необходимыми, но были представлены на тренингах недостаточно полно?” были получены следующие ответы

 

Число ответивших, в %

Навыки установки контакта с клиентом (людьми)

0

Технические приемы ведения разговора

0

Умение работать одной командой

10

Умение представить себя потенциальному работодателю

10

Умение находить выход из конфликтных ситуаций

10

Умение общаться с трудными коллегами

25

Навыки прохождения собеседования

0

Навыки написания резюме

60

Навыки ухода за детьми

10

    Таким образом, к основным положительным моментам можно отнести отмеченные участниками тренингов полученные в их ходе навыки установки контакта с людьми, умение работать одной командой, умение самопрезентовать себя потенциальному работодателю, умение находить выход из конфликтных ситуаций, навыки прохождения собеседования и навыки работы с детьми. К отрицательными моментам участники отнесли недостаточную представленность на тренингах информацию о написании резюме и об особенностях общения с трудными коллегами. Также в качестве недостатков в организации тренингов было названо позднее время начала занятий и проведение занятий на полу («слишком по-американски»). По окончании тренингов участниками были отмечены следующие эмоции и настроение, с которыми они подошли к завершению семинаров: вдохновение, уверенность в своих силах и благодарность. Многие участники говорили о том, что несмотря на то, что, возможно, они и не будут нянями, семинар стал для них новой ступенью к улучшению своего личностного роста и что благодаря семинарам ощутили в себе силы и стремление к другим видам деятельности. В качестве оценки тренеров были отмечены их контактность и профессионализм, умение услышать каждого.