Комплекс хорошего ребенка.

Как часто мамы подросших детей горестно вздыхают: «В ребенка всю душу вложила, а отдачи никакой, совсем не управляемый».

Казалось бы, чего еще надо ребенку? Одет, обут, его учат вежливым словам и правильному поведению, любое его желание сразу исполняется. «Так почему же они этого не ценят?» – именно так и думают многие родители. А не ценят дети это только потому, что им порядком надоели стерильные руки, начищенные ботиночки и постоянные нотации и упреки взрослых. Надоело, что за них все решают, а им приходится постоянно сдерживать свои эмоции и соответствовать тем требованиям, которые предъявляют их родители и окружающая среда. Правильно ли это?

На самом деле, уже с того возраста, когда малыш осознает себя личностью, ему надо дать понять: за то, что он делает, он несет полную ответственность сам. Ребенок хочет разобрать новую дорогую машинку? Ну что ж, только потом пусть не плачет, если не сможет собрать ее обратно. Малыш не хочет завтракать? И не надо, только теперь придется ждать, когда настанет время обеда. Все, что ребенок делает, надо воспринимать спокойно.

Ваш 2–3 летний кроха тихий и спокойный ребенок, а соседский малыш просто невыносимый драчун, да еще и кусается. Не стоит обвинять чужого малыша. Такая агрессивность в 2–3 года – это норма, и мама «драчуна» может радоваться: ее малыш умеет постоять за себя, пытается утвердиться, завоевать территорию. Такое поведение, как правило, говорит о том, что в будущем этот «герой» сможет достичь поставленных целей. А вот маме «тихони» стоит задуматься, не она ли запрещает ребенку выплескивать свои эмоции, постоянно напоминая, что он «должен быть хорошим».

Послушный ребенок – мамина гордость. Но, подрастая, он неминуемо окажется в ситуациях, когда надо будет постоять за себя. И вот тут говорить «дай сдачи» будет уже поздно, он не сможет этого сделать, ведь у него уже успел выработаться «комплекс хорошего ребенка».

Встречаются иные ситуации, когда «забитая» мамой в 2–3 года агрессия в школе выплескивается наружу, принимая, к сожалению, более жесткие формы.

Чтобы такого не случалось, разрешите малышу быть самим собой и вести себя так, как он хочет. Не запрещайте ему драться. Лучше контролировать своего ребенка в 2–3 года, пока он «перерастет» свою агрессивность. Однако, крохе надо постоянно объяснять, что более слабых никогда не обижают, самим (в семье, на улице) проявлять жалость и сострадание к бездомным животным, больным людям, говорить, что драка – это не решение вопроса, что сначала лучше выяснить все на словах.

Родители должны постоянно помнить: каждое сказанное ими слово обязательно проявится в будущем. Не торопитесь назвать своего малыша драчуном или запретить ему самостоятельно купить хлеб в магазине («Ты еще маленький»). У вас на глазах проявляется личность, характер, который формируется из ваших требований и оценок. Возможно, разрешив сегодня малышу бегать по лужам и копаться в грязи, в ответ вы получите не только сегодняшнюю сияющую улыбку, но и любовь, и признание на много лет вперед.

Читать еще статьи педиатра Андрея Юрьевича Пенькова: