Детские кризисы: откуда растут ноги?

Разные психологические школы могут спорить о временных рамках того или иного кризиса у ребенка, но в то, что они есть,  - психологи на удивление единодушны. Поэтому я, возможно, вызову «бурю негодования» в ученых кругах, утверждая, что кризисы-то совсем не у детей, кризисы  у нас, их родителей, а точнее - у наших воспитательных методов. 

Дело в том, что так называемые детские «возрастные кризисы» связаны с естественным развитием человека, заложенным самой Природой. Это развитие ознаменовано особо яркими событиями в жизни ребенка, имеющими сильное влияние на становление его характера и индивидуальности. Именно эти события психологи и назвали «возрастными кризисами». Давайте их обозначим, но с одним «но»: предлагаю их переименовать, сменив классические названия на более подходящие, на мой взгляд, и, главное, позитивные.

·       «Кризис новорожденности» или «Я родился!» - главное событие в жизни крохи: он появился на свет, сменив уютное теплое гнездышко в мамином животике на незнакомый мир;

·       «Кризис одного года» или «Хочу все знать!» - время, когда малыш научился ходить и теперь безостановочно готов исследовать окружающее пространство за ручку с мамой;

·       «Кризис трех лет» или «Я сам!» - маленький человек уже совсем освоился и готов без чужой помощи, самостоятельно пробовать свои силы и возможности.

·       «Кризис шести лет» или «Первый раз в первый класс!» - здесь все очень просто: ребенок идет в школу, осваивая совершенно новую для себя среду и правила поведения;

·       «Кризис тринадцати лет» или «Свободу попугаям!» - мнение и забота родителей уступают место влиянию друзей, начинается борьба за свободу слова и самовыражения.

·       «Кризис семнадцати лет» или «Не хочу учиться, а хочу жениться!» - наступает вместе с окончанием школы и началом активной социализации.

 Итак, с «детскими кризисами» все понятно, а что с «кризисами воспитательных методов» спросите Вы? И я отвечу: секрет в том, что все существующие проблемы в обозначенных периодах провоцируются не детьми, а их родителями, которые просто не могут вовремя осознать и принять своего взрослеющего малыша, а потому и получают слезы, истерики, сопротивление и бунт. А вот подробнее о каждом из «критичных» периодов, причинах возникновения непонимания родителей и детей, а также о возможных решениях этих проблем читайте в следующих статьях.

Читать еще